coleccion

RU: Русский

ES: Español

Главная | Фото | Испанский язык | Кулинария | Путешествия | Разное | Ссылки | Гостевая книга

Район Чакарита: «Несколько слов о желтой лихорадке…»

Если честно, по району Чакарита я толком погулять и не успела, так как поехала туда с единственной целью – познакомиться поближе с кладбищем «Чакарита». Правда, в итоге я убедилась, что при всей моей нежной любви к Реколете, я по-прежнему именно ей останусь и верна :) Но все же покажу и расскажу вам пару моментов.

А начну я с двух слов, которые летом 1871 года повергали в безграничный ужас жителей Буэнос Айреса – «желтая лихорадка». Буквально за считанные дни она забрала с собой 15 000 душ, то есть почти 10% всех жителей города на тот момент.

Долгое время считалось, что причина «желтой лихорадки» крылась в очень плохой гигиене (или полном отсутствии таковой) – ведь река Риачуэло, например, собирала в своих водах всю грязь, начиная от стоков канализации и заканчивая отходы скотобоен на ее берегах.

Отсутствие гигиены в быту тоже давало себе знать. Ведь даже форма ночных горшков была технически «неправильная» - они были с одной ручкой, так что иногда, не выдержав веса, падали и разбивались, разумеется, гигиены не принося. Или взять типичный объект той эпохи – «плевательницу». В каждом доме была такая штука, причем мылась она вовсе не каждый день. «Плевательницы» были и в госпиталях, в палатах, - рассадники самых разнообразных болезней.

Канализация тоже оставляла желать лучшего, и это еще мягко говоря - в клоаках водились водяные черепахи, которые питались отходами и насекомыми, поступавшими туда с водой. Но проблема в том, что черепахи-то тоже жили, тоже загрязняли воду и тоже умирали, так что вода становилась все хуже и хуже. А люди ее использовали вовсю, не имея большого выбора. Мусор тоже особо не собирали, мусоросборных машин было мало, проезжали они редко. Ученые считали, что из-за всего этого в основном и началась «желтая лихорадка», ведь толком никто не знал, откуда она взялась.

Итак… кто-то умер, кто-то пытался бежать, уехать из города или переехать в другие районы (эпидемия началась на юге, богатые семьи спешно перебрались на север). Все больницы были переполнены.

Умерших хоронили на Южном Кладбище (Cementerio del Sur), в итоге там было похоронено более 8000 людей. Раньше это было второе по значимости кладбище (после Реколеты). Открыли Южное Кладбище в 1866, и сразу начали хоронить там погибших от холеры (еще одной беды Байреса в ту эпоху).

Однако кладбище было неправильно спланировано, располагалось слишком близко к центру города, и было слишком ограничено по площади. Плюс сказывалась еще испанская привычка хоронить людей – умерших привозили на кладбище лишь с бумажкой, свидетельствующей о смерти, тела почти не закапывались, была очень мелкая глубина могил, тела практически прикрывались землей и все. Даже одежда иногда могла быть видна из-под земли, были такие случаи.

По официальным данным, из 15 000 умерших тогда во время желтой лихорадки в Буэнос Айресе более 10 000 были бедными иммигрантами (именно они большей частью жили в бедных районах, таких как Сан-Тельмо, где свирепствовала болезнь), однако и аргентинцы тоже умирали, конечно. Погибло очень много детей, почти половина детского населения города.

10 апреля 1871 года – это день, когда умер Буэнос Айрес. Цифра умерших в тот день, просто огромна - 563 человека в день! Богатые бежали, бедные умирали, и случилось то, что должно случиться - переполнилось Южное Кладбище.

Так что принято срочное решение - быстро строить новое кладбище. Так появилась Чакарита. Появилась она уже 14 апреля, через 4 дня после пика от смерти чумы. Вообще, до этого на том месте было спортивное поле Национального Колледжа Буэнос Айреса, который тогда назывался Real Colegio San Carlos, а учеников колледжа звали «чакаритас». По официальным данным, на кладбище Чакарита похоронены 3423 человека, умершие от «желтой лихорадки».

Чакарит, правда, целых две. Старое кладбище, которое функционировало до 1886 года, и Новое кладбище, где захоронения производятся и по сей день (начиная с 1989 года). Некоторые останки были перенесены со старого кладбища на новое.

В том апреле 1871 года возник еще и транспортный вопрос. Пришлось срочно открыть новый маршрут - от нынешних улиц Корьентес и Пуэйрредон до Чакариты, специально, чтобы перевозить мертвых. Во всем Байресе было лишь 40 катафалков, а в те дни люди умирали десятками и сотнями в день. Поэтому первый в стране локомотив – «La PorteNa» - в день открытия этого нового страшного пути вез 345 гробов. Он курсировал так целый месяц, 2 раза в день. Управляли им всего два брата-машиниста (один из них тоже умер от лихорадки). Сейчас этот локомотив стоит в Лухане в Музее транспорта (о нем я тоже уже подробно писала вот здесь).

Страница 1 | Страница 2

Яндекс.Метрика